Ганзеровский синдром
Этот синдром напоминает синдром Мюнхгаузена, так как внутренняя тревога человека трансформируется в демонстративное, вызывающее, неадекватное поведение, которое направлено на окружающих. Другое его название — истерический психоз. Впервые его описал немецкий психиатр Ганзер у человека, который находился под следствием. Расстройство и сейчас чаще встречается, когда социальному статусу человека что-то угрожает — например, судебное разбирательство. Но это может быть и мобилизация в действующую армию, и даже внезапный разрыв отношений.
При этом синдроме человек ведет себя по-детски — сидит на полу, «играет» окружающими предметами. На простые вопросы отвечает неправильно (например, путает лево и право), не может одеться, забывает, как есть. Что странно, человек понимает обращенную к нему речь, но говорит или делает всё как будто «мимо».
Иногда доходит до «одичания» — человек становится на четвереньки, лакает воду из миски, лает, воет и пытается укусить людей вокруг.
После приступа человек не помнит, что с ним происходило. Этот синдром — невероятно редкий. О нем почти не упоминается ни в кино, ни в художественных фильмах. С другой стороны, может быть мы просто плохо представляем себе, что происходит с человеком, которому грозит тюрьма.
У. Голдинг «Повелитель мух»
В романе У
Голдинга «Повелитель мух» особое внимание уделяется жизненным путям Ральфа и Джека, двух мальчиков, которые первоначально имели общую цель. Оставшись без взрослых на необитаемом острове, ребята создают правила для всеобщего существования
Ральф и Джек сначала поддерживали друг друга, всячески помогали и шли на компромиссы ради решения проблем, затрагивающих всех детей, находившихся на необитаемом острове.
Однако вскоре Джек выбирает совершенно другой путь. Желая получить всю власть в свои руки, мальчик фактически делит всех детей на две противоборствующие группы. У. Голдинг показывает, что жизненный путь одного человека влияет на путь всего общества: злость и жестокость Джека, рожденная стремлением к власти, приводит к тому, что дети, которые и так оказались в сложной ситуации, попав на необитаемый остров без взрослых, сталкиваются с еще большими проблемами. Решение Джека воздействует на дальнейшую жизнь других детей, из-за эгоизма Джека даже погибают некоторые дети. В итоге Ральф теряет всю свою поддержку, поскольку находящиеся на его стороне ребята либо погибают, либо переходят на сторону Джека. В финале романа показано, что жизнь Ральфа, который на протяжении всей этой «борьбы» старался сохранить командный дух, вновь объединить всех ребят для благополучного проживания на необитаемом острове, находится в опасности, поскольку Джек и подчиненные ему встали на животный путь, истребляя всех, кто против них. Зло почти торжествует, и неизвестно, что было бы, если бы Джек ликвидировал мешающего ему Ральфа, возможно, в следующий раз ему помешали бы другие люди, уничтожение которых стало бы причиной вымирания общества. Роман заставляет задуматься над тем, что эгоизм людей, рождающий жестокость, не может принести обществу счастья и благополучия, что их можно получить только тогда, когда каждый человек идет по такому жизненному пути, который основан на понятиях нравственности.
Открытый финал романа (когда загнанный в угол Ральф находится на гране жизни и смерти, на необитаемом острове появляется офицер) неслучаен, автор показывает: выбор пути, по которому пойдет общество, остается за человеком. Читатель вправе сам определить для себя, продолжится ли та жестокость, которая царствовала при Джеке, или общество вернется к добру и всеобщему благополучию.
Таким образом, под дорогой может пониматься движение человека из одного места в другое, такой внешний сюжет в художественных произведениях нередко символизирует жизненный путь человека, его внутренние изменения.
Б.Л. Пастернак «Снег идет»
Уже в названии стихотворения Б.Л. Пастернака «Снег идет», в котором жизнь человека метафорично сравнивается со снегом, прослеживается мотив движения. Путь, который «проходит» снег, символизирует жизненный путь человека. Строки «Может быть, за годом год // Следуют, как снег идет ?»; «В ногу с ним, стопами теми, // В том же темпе, с ленью той // Или с той же быстротой, // Может быть, проходит время?» выражают мысль о том, что человеческая жизнь идет также, как и снег
«Повтор сочетания «снег идет» в стихотворении неслучаен, автору было важно подчеркнуть быстротечность времени. Падение снега не зависит от человека, поэтому его нельзя остановить, нет возможности остановить и время, которое подталкивает человека к смерти
Время в стихотворении также сравнивается со «словами в поэме»: «Может быть, за годом год // Следуют, как снег идет, // Или как слова в поэме?». Строки «Потому что жизнь не ждет. // Не оглянешься – святки. // Только промежуток краткий, // Смотришь, там и новый год» выражают мысль о том, что время идет настолько быстро, что человек этого не замечает.
Б.Л. Пастернак выражает мысль о невечном характере жизни человека. Время никогда не стоит на месте, оно находится в постоянном движении, сокращая количество лет и дней, которые есть у человека. Автор утверждает, что время приближает человека к смерти, которая в свою очередь имеет неотвратимый характер. Смерть – это итог жизни любого человека, ее невозможно избежать, так как она является неотъемлемой частью человеческого существования.
Важен в стихотворении образ «перекрестка поворота», который встречается в повествовании дважды. Б.Л. Пастернак намекает на то, что жизнь человека коротка и невечна, однако на своем жизненном пути человек часто оказывается перед перекрестками, когда ему нужно сделать тот или иной выбор, от которого будет зависеть его дальнейшая жизнь. Жизненный путь – это передвижение человека от одного перекрестка к другому.
Признаки синдрома отложенной жизни
Данное состояние проявляется по-разному. Многие люди годами живут с ним, даже не догадываясь, что в их жизни что-то не так
Если у вас появилось предположение, что вы подвержены СОЖ, обратите внимание на наличие у себя таких тревожных звоночков как:
Постоянное ожидание и предвкушение
Обратите внимание, не склонны ли вы постоянно ждать определенных моментов (таких как обед, конец рабочего дня или отпуск).
Ощущение, что чего-то не хватает. Этот признак может проявляться и в мелочах, и в достаточно серьезных делах
К примеру, вы хотели бы пойти на свидание, но вам кажется, что сначала нужно сбросить пару килограмм, постричься или поработать над стилем одежды. А может, вы мечтаете переехать или сменить работу, и вам кажется, что тогда-то жизнь радикально поменяется в лучшую сторону.
Ожидание окончания дня или недели. Это самый очевидный признак СОЖ. Если человек просто наблюдает, как дни проплывают мимо, скорее всего, он считает, что его настоящая жизнь ещё не началась.
Ожидание подходящего момента. Возможно, вы замечаете за собой, что периодически откладываете важные дела, потому что подходящий момент ещё не наступил. Многие люди всю жизнь чего-то ждут: когда повзрослеют, когда завершат вуз, когда получат повышение, когда женятся, когда смогут купить квартиру в ипотеку. Да, это важные жизненные вехи. И всё же жить в ожидании – не лучшая тактика.
Неумение радоваться настоящему. Бывает так, что у человека жизнь складывается благополучно: он получил хорошее образование, работает на престижной должности, удачно женился. Но при этом ему кажется, что это всё ещё не та жизнь, которой он хочет жить.
Склонность сравнивать себя с другими. Это ещё один признак того, что человек недоволен собой и текущими условиями жизни.
Склонность искать оправдания для себя. Неумение признавать ответственность за собственную жизнь вполне может оказаться признаком СОЖ. Если человек винит обстоятельства, он вполне может откладывать планы по самореализации до поры, когда обстоятельства станут другими.
Если вы обнаружили у себя хотя бы 2-3 из перечисленных признаков, это говорит о предрасположенности к синдрому отложенной жизни. Вам срочно нужно менять жизненную стратегию и стараться как можно больше времени уделять настоящему моменту. Конечно, это не повод отказываться от больших планов
Однако важно не просто мечтать о чем-то, а делать максимум для достижения этих целей уже сегодня
Как избавиться от синдрома отложенной жизни?
Для тех, кто обнаружил у себя симптомы синдрома отложенной жизни, у нас есть и хорошая новость: с этим состоянием вполне можно и нужно бороться. Главное условие – не откладывать это до наступления какого-либо события, а приступать к данной работе прямо сейчас. Вот несколько советов, как перестать откладывать жизнь на потом.
Признайте у себя такой синдром
Первый и один из самых важных шагов на пути к тому, что чтобы избавиться от синдрома отложенной жизни, – признать его наличие. Хотим еще раз подчеркнуть, что синдром отложенной жизни вовсе не связан с людьми, у которых есть цель, достижимая в обозримой перспективе,
Мы можем убеждать себя, что у нас есть цель и мы к ней приближаемся, тогда как на самом деле лишь закрываемся от жизни
Проанализируйте свои мечты, цели, представления об идеальном будущем и то, насколько это идеальное имеет шанс воплотиться в обозримой перспективе
Тщательно взвесьте, что для вас действительно важно, а что второстепенно
Обратите внимание: не делаете ли вы ставку только на одно событие и не связываете ли с ним все дальнейшие преобразования в своей жизни? Конечно, ваша жизнь – только ваша, и вы сами расставляете в ней приоритеты
Важно только, чтобы сейчас вы давали отчет, к чему через Н-ное время может привести то или иное ваше решение, а в будущем не пожалели о потерянном времени и упущенных возможностях
Определите проблему
Как мы говорили, обычно в основе синдрома отложенной жизни лежит какая-то другая проблема. Соответственно, главные силы в вашей борьбе должны быть направлены именно на нее. Ничего страшного, если сейчас вы затрудняетесь сразу точно определить, в чем именно дело. Скорее всего, вы выясните это, когда перейдете к последующим, практическим шагам. Главное, быть готовым к тому, что придется бороться с каким-то внутренним демоном, и настроиться на победу.
Начните действовать
Самый главный совет по борьбе с синдромом отложенной жизни: перестаньте откладывать и начните жить. Написать просто, а как сделать? Приступить к реализации намеченных планов – шаг за шагом, кусочек за кусочком
Всем нам сложно/страшно выходить зоны комфорта, но очень важно сделать первые движения в этом направлении и продолжать идти, даже если сначала что-то не получится. Выберите комфортный
В первую очередь подумайте, что из того, что вы долго планировали и откладывали, вполне можно начать делать прямо сейчас? Не стоят ли какие-либо планы в бесконечном «прокрастинационном» списке, хотя на самом деле на это нет никаких оснований? На поверку оказывается, что многие позиции из списка «на будущее» вполне доступны к реализации. Особенно часто это касается получения каких-либо навыков, знаний, хобби и т.д. Как мы говорили выше, для начала выберите из них то, чем вам больше всего хочется заняться прямо сейчас.
Если говорить о долгосрочных целях, то задумайтесь: что реально вы делаете, чтобы их достичь? Насколько конкретен ваш фактор Х и есть ли у вас план по его реализации? Настолько он действительно мешает другим вашим целям и приоритетам? Постарайтесь составить приблизительный план достижения долгосрочных целей, разбейте их на подцели, если это необходимо
На данном этапе важно не столько разработать точный «бизнес-план», сколько дать самому себе отчет, какие цели достижимы, каким образом вы планируете это сделать, а главное – не прикрываетесь ли вы ими как коконом
Ищите варианты
Определив, чем бы вы хотите заняться прямо сейчас, думайте, как именно реализовать данный план в реальности. Чтобы избавиться от синдрома отложенной жизни, нужно искать максимум возможностей в настоящем и воплощать свои планы. Например, у человека была установка: «Я очень хочу выучить иностранный язык, но мне нужна машина, чтобы ездить на курсы. Так что я пойду учить язык, когда куплю машину».
главное – искать способы, выходы и компромиссы
Конечно, в борьбе с синдромом отложенной жизни очень важно не перегибать палку: не уезжать в другой город (и тем более страну) без какого-либо плана или подготовки; не выходить замуж за первого встречного и т.д. Как правило, более гармоничными оказываются не броски из крайности в крайность, а компромиссные варианты
Именно их и стоит искать на первом этапе.
И в заключение в очередной раз хотим напомнить: если вы чувствуете, что не способны сами справиться со своими проблемами и они затягивают вас все глубже, не чуждайтесь профессиональной помощи соответствующих специалистов.
Синдром Фреголи
Этот синдром назван в честь актера Леопольда Фреголи, который умел виртуозно менять внешность. Человек с этим необычным психическим расстройством убежден, что его знакомый (чаще преследователь, враг, недоброжелатель) прячется в других людях — просто хочет оставаться неузнанным. Поэтому постоянно меняет внешность, гримируется.
Кадр из фильма «Матрица: Революция»
Это синдром — разновидность синдрома Капгра, в котором всё наоборот — человек уверен, что его близкого, например, жену или ребенка, заменил двойник, который умело подделал его внешность и манеры. Этот синдром был хорошо отражен в (страшноватом) фильме «Вторжение похитителей тел».
Чем плох синдром отложенной жизни?
Разумеется, нет ничего плохого в том, чтобы мечтать и строить грандиозные планы. Это даёт нам мотивацию и помогает эффективнее работать над достижением наших целей
При этом важно сохранять интерес и к сегодняшнему дню, уметь получать удовольствия от жизни и хорошо проводить время с близкими людьми. И если у вас нет сомнений в том, что вы живёте полноценной жизнью сегодня, а ваши мечты не мешают вам в этом, то и беспокоиться не о чем
Если же человек постоянно думает лишь о будущем, избегая мыслей о том, насколько хорошо он живёт сегодня, это приводит его к серьезным психологическим проблемам. Его продуктивность со временем снижается, поэтому и работать над достижением переломного момента ему становится всё сложнее. Руководствуясь ложными приоритетами, такой человек практически не продвигается к желанной цели. Он теряет время и возможности, а взамен получает лишь проблемы со здоровьем и психикой.
Кроме того, синдром отложенной жизни часто маскирует другие серьезные проблемы психологического характера и не только. Человек может страдать от заниженной самооценки, неуверенности в себе или неготовности к серьезным переменам. Но из-за СОЖ он закрывает на эти проблемы глаза. Ему кажется, что всё хорошо, и можно сейчас спокойно работать, не беспокоясь, что жизнь проносится мимо на сумасшедшей скорости. Но самое страшное – это то, что рано или поздно придётся осознать, что «переломный момент» не наступит.
Цитаты и афоризмы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
«Видеть — это значит учиться. Есть люди, которые не умеют смотреть и наблюдать и путешествуют с таким же смыслом, как какие-нибудь ракообразные». Жюль Верн «Двигаться, дышать, парить, плыть, получать то, что даришь, исследовать, путешествовать – это и значит ЖИТЬ». Ганс Кристиан Андерсен «Дорога, которая раньше была почти непроходимой, теперь кажется легкой: все препятствия, однажды преодоленные, нам уже не страшны». Бернард Вебер «Дорогу осилит идущий». Индийская пословица «Есть только два способа прожить жизнь. Первый — будто чудес не существует. Второй — будто кругом одни чудеса». Альберт Эйнштейн «Жизнь — это путь. У одних это путь до булочной и обратно, у других — кругосветное путешествие». Константин Хабенский «Или мы найдем путь, или мы проложим его». Ганнибал Барка «К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники». Владимир Набоков «Лучше все время путешествовать, но так и не прийти к месту назначения». Будда «Мы лишь тогда ощущаем прелесть родной речи, когда слышим ее под чужими небесами». Дж. Бернард Шоу «Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется». Рабиндранат Тагор «Не бывает таких путешествий, что не меняли бы тебя хотя бы отчасти». Дэвид Митчелл «Не все, кто странствуют, сбились с пути». Дж. Р. Толкиен «Не иди туда, куда ведет дорога. Иди туда, где дороги нет, и оставь свой след»
Ральф Уолдо Эмерсон «Неважно сколько тебе лет, важно лишь то, сколько дорог ты прошел». Джими Хендрикс «Независимо от дорог, которые мы выбираем, наша суть приведет нас к одному концу»
О. Генри «Не существует пути к счастью. Счастье — это и есть путь». Уэйн Дайер «Нет ничего более полезного для нервов, чем побывать там, где никогда не был». Анна Ахматова «Никакой ветер не бывает попутным, если ты не знаешь, куда плывёшь». Роберт Бенчли «Ничто так не развивает ум, как путешествие». Эмиль Золя «Первый шаг к пониманию чужой страны — почувствовать ее запах». Редьярд Киплинг «Половина удовольствия от путешествия заключается в эстетике потерянности». Рэй Брэдбери «Польза путешествия — это возможность приспособить свое воображение под реальность, и, вместо того, чтобы думать, каким все должно быть, видеть все так, каким оно есть». Самюэль Джонсон «Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов». Рэй Брэдбери «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага». Лао-Цзы «Путешествие, как самая великая и серьезная наука, помогает нам вновь обрести себя». Альбер Камю «Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика». Ибн Баттута «Раз в году, посещай место, где ты никогда раньше не был». Далай Лама «Сделай шаг, и дорога появится сама собой». Стив Джобс «У каждого путешествия есть свое тайное назначение, о котором сам путешественник не имеет представления». Мартин Бубер «У настоящего путешественника нет определенного плана и намерения куда-либо приехать». Лао Цзы «Хотя бы раз в год отправляйтесь туда, где вы никогда не были». Далай Лама «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти». Оноре де Бальзак «Чтобы стать мужчинами, мальчишки должны странствовать, всегда, всю жизнь странствовать». Рэй Брэдбери «Я путешествую не для того, чтобы приехать куда-то, но для того, чтобы ехать. Главное — это движение». Роберт Льюис Стивенсон
Смотри также:
- Литература
- Темы
- Аргументы
Материал для подготовки к итоговому сочинению
- 5 направлений итогового сочинения 2021-2022
- Как писать итоговое сочинение?
- План (структура)
- Алгоритм написания
- Клише для итогового сочинения
- Критерии оценивания от ФИПИ
А.П. Чехов «Студент»
Центральный персонаж рассказа А.П. Чехова «Студент» Иван Великопольский на протяжении повествования находится в дороге. В страстную пятницу он возвращается после охоты домой, по пути оказываясь во дворе двух вдов Василисы и Лукерьи, где горит костер. Автор демонстрирует, как «встреча» Ивана Великопольского с костром отражается на его внутреннем мире. В рассказе мотив дороги тесно соприкасается с проблемой жизненного пути, поскольку Иван Великопольский находит свой истинный жизненный путь по пути домой.
Будучи сыном дьячка и студентом духовной академии, Иван Великопольский находился на охоте в страстную пятницу, что было запрещено по религиозным традициям и считалось настоящим грехом. Подсознательно главный герой понимает свою греховность, однако пытается оправдать себя, обвинив окружающую действительность в несправедливостях.
Нахождение Ивана Великопольского в холодный вечер у костра напомнило ему евангельскую историю о том, как холодным вечером, когда допрашивали его арестованного учителя Иисуса, апостол Петр грел руки у костра, а затем трижды бессознательно отрекся от Иисуса. Сравнение себя, стоящего у костра, со стоящим у костра Петром помогает Ивану Великопольскому признать собственную греховность, выраженную в том, что он пошел на тягу в неположенный для этого день. Осознание греха становится первым шагом к перерождению главного героя.
Продолжив свой путь домой, студент больше не думал о тех несправедливостях, которые сопровождают русского человека во все время его существования, он почувствовал совершенно другие эмоции: « невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». А.П. Чехов демонстрирует, что Иван Великопольский, в начале повествования имеющий больше отрицательных характеристик за счет того, что он отошел от Бога, после «встречи» с костром возвращается к Богу, в большей степени демонстрируя положительные характеристики. «Встреча» с костром становится кульминационным моментом в жизни центрального персонажа. У Ивана Великопольского происходит озарение, он переходит от материальной жизни к жизни духовной, начиная путь перерождения и духовного восхождения, на что указывает то, что Иван Великопольский по пути домой поднимается в гору.
Зурхай
Пятница, 05 ноября
1-й лунный день с элементом Гора. День с отметкой «Дашинима» — «счастья и удачи», благоприятный для любых начинаний. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы; завершать начатое дело, делать домашние дела, совершать обряд «Жабтуй», надевать новую одежду, шить и кроить одежду, следить за своим распорядком дня, благих и мирных дел. Отправляться в дорогу – к находке, все задуманное исполнится. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика; слушать лекции, поучения, а также проводить похороны и поминки. Стрижка волос – к укорочению жизни.
Суббота, 06 ноября
2-й лунный день с элементом Дерево. Благоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Тигра и Кролика; в этот день задуманные дела и вопросы будут решаться легко. Выдвигаться на новую должность, писать научные труды, трактаты, почитать Хозяина Огня, ставить закваску, проводить обряд «Жабтуй», собирать вещи, брать деньги в долг. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи; начинать стройку, покупать и продавать вещи, заказывать обряд «Жинсэриг». Отправляться в дорогу – к разочарованию, задуманное не получится. Стрижка волос – к конфликтам и ссорам.
Воскресенье, 07 ноября
3-й лунный день с элементом Ветер. Благоприятный день для людей, родившихся в год Дракона; Делать добрые дела, почитать Три Драгоценности, приглашать гостей, собирать своих знакомых и родственников, почитать Хозяина Огня, строить печь, обшивать и утеплять дом, обустраивать жилище, для дел, связанных с деревом и землей. Отправляться в дорогу – исполнится все задуманное. Неблагоприятный день, чтобы устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, копать колодец, бурить скважину на воду. Стрижка волос – к улучшению благосостояния.
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
В романе-эпопее М.А
Шолохова «Тихий Дон» особое внимание уделяется судьбе Григория Мелехова, который то уходит из дома, чтобы жить с Аксиньей Астаховой, то возвращается домой к жене Наталье Коршуновой, который принимает участие в военных действиях, выбирая то одну, то другую сторону.
Григорий Мелехов постоянно находится в движении. Он не может окончательно определиться с объектом любви: по-своему он любит и Аксинью, и Наталью
В гражданских делах Григорий Мелехов также неоднозначен: сначала он является большевиком, потом переходит на другую сторону, затем вновь оказывается на стороне Красной Армии, после опять воюет против них. Центральный персонаж «мечется» и в выборе спутницы жизни, и в выборе стороны во время Гражданской войны по той причине, что он постоянно обращен вглубь себя. Главный герой стремится познать жизнь, найти собственное «я», поэтому то, что раньше считалось им правильным, порой приобретает обратный характер. Григорий Мелехов не может понять, на чьей стороне находится правда, за кого воевать правильно и верно. «Метания» – это и есть жизненный путь Григория Мелехова, который признается: «Я говорю, что ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться». Григорий Мелехов, рассуждая о том, что у таких людей, как Листницкий и Кошевой, «прямые дороги», утверждает: «А я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь… От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби».
Григорий Мелехов является участником как Первой мировой войны, так и Гражданской войны. Главный герой воплощает в себе лучшие народные качества: смелость, мужественность, справедливость, отзывчивость, любовь к людям. Через его судьбу описывается судьба казачества и даже судьба всего народа в те времена. Смятения в душе были не только у Григория Мелехова, они сопровождали многих людей, на жизнь которых повлияла Гражданская война. С помощью собирательного образа Григория Мелехова, который в финале произведения стоит с сыном на руках, потеряв почти всех своих родных и близких, автор показывает те трудности и несчастья, с которыми пришлось столкнуться всему народу. М. А. Шолохов, правдоподобно описывая события тех времен и не отдавая предпочтения ни «белым», ни «красным», показывает путь, по которому шла Россия в начале XX века.
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В двадцать девятом письме «Путешествуйте!» («Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева) утверждается, что поездки по собственной стране и по чужим странам являются одной из самых больших жизненных ценностей.
Д.С. Лихачев демонстрирует, как влияют на человека путешествия: воспитывают любовь к родному, наводят на размышления, многое открывают, заставляют мечтать, воспитывают «нравственную оседлость».
Автор призывает читателей не делить поездки на интересные и неинтересные, а посещенные места – на значительные и незначительные, не устанавливать степень значимости посещенных мест. Он допускает деление поездок лишь на те, к которым осуществлялась подготовка, и те, к которым подготовки не было или она была плохой. Последние воспринимаются людьми как скучные и неинтересные поездки, в то время как первые – «становятся в десять раз интереснее» благодаря знанию истории места. Д.С. Лихачев утверждает, что неинтересных мест не существует, есть только люди, которые не умеют находить интересное, что «для внутренне богатого человека весь окружающий мир неисчерпаемо богат». Автор призывает «погружаться в атмосферу», находить интересное в том, что человеку кажется неинтересным, «всюду уметь находить свое, собственное, характерное».
Подготовка к поездкам, по мнению Д.С. Лихачева, заключается в изучении истории места и его планировки, в чтении записок и воспоминаний известных личностей, в планировании тех мест, которые стоит посетить, в определении примерных маршрутов, чтобы не терять времени на месте. Однако мнение других людей, в том числе и известных, не должно в полной мере воздействовать на человека, поскольку оно может помешать индивидуальному впечатлению. Собственное впечатление о месте намного искреннее чужого мнения. Д.С. Лихачев призывает: «Когда доведется бывать в новом городе, смотреть знаменитые произведения искусства или знаменитые пейзажи, не поддавайтесь тому, что о них слышали, читали, о чем вам «прожужжали уши»». Автор утверждает необходимость самостоятельно оценивать посещаемые места, составляя о них мнение, исходя из собственных впечатлений.
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» демонстрируется судьба пискаря, который почти всю свою жизнь провел в норе. Из-за того что премудрый пискарь боялся абсолютно всего на свете, он постоянно находился в своей норе, в которой мог уместиться только он. Из норы пискарь выбирался лишь для того, чтобы поесть, и то делал это только ночью. Такой образ жизни не мог позволить пискарю завести семью и друзей. В повествовании премудрому пискарю дается следующая характеристика: «Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется». На протяжении целых 100 лет пискарь «сидел и дрожал», пытаясь тем самым убежать от реальной действительности, которую он считал исключительно опасной и жестокой, смотря на нее лишь с одной стороны. Также «дрожа», премудрый пискарь и умирает.
Отсутствие движения в существовании премудрого пискаря тесно связано с его жизненным путем. Путь вечного страха и отсутствия радости жизни – этот тот путь, который выбрал премудрый пискарь. Существование героя нельзя назвать полноценной жизнью, оно пусто, скучно и бессмысленно. Премудрому пискарю удалось прожить целых 100 лет, но имеет ли цену такое существование? Физически герой был жив, но внутренне он был мертв. Премудрый пискарь умер, так и не начав жить. Автор приводит читателей к мысли о том, что недолгая, но радостная и счастливая жизнь лучше долгого, но бессмысленного и несчастного существования. Внутренняя смерть, по мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина, намного страшнее смерти внешней, физической. В сказке выражена мысль о том, что затворничество и боязнь перемен – самостоятельное лишение себя полноценной жизни.
Только перед своей смертью премудрый пискарь осознал бесполезность собственного существования. Пискарь сам себе задает вопросы: какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит? Герой понял, что никто о нем не вспомнит, что он ничего не оставит после себя. М. Е
Салтыков-Щедрин, демонстрируя бессмысленность обывательского существования, наполненного вечным страхом, показывает, насколько важно найти правильный жизненный путь, без которого невозможно обрести счастье. Сказка заставляет задуматься над тем, что хозяином человеческой жизни должен быть сам человек, а не страх за существование