Урок 6. Не следует вообще создавать поводов для нервозности.
Это очень важный урок. Обычно весомым фактором нервозности является несоответствие вашей подготовки предстоящему событию. Когда вы все знаете, уверены в себе то к чему вам переживать за результат?
Когда я учился в институте, я много пропускал лекций и семинаров, на экзамены шел совершенно не подготовленным, надеялся что пронесет и как-нибудь сдам. В итоге сдавал, но лишь благодаря феноменальному везению или доброте преподавателей. Часто шел на пересдачи. В итоге во время сессии испытывал такой небывалый психологический прессинг каждый день из-за того, что пытался впопыхах подготовиться и сдать каким-то образом экзамен.
Во время сессий было уничтожено нереальное количество нервных клеток. А я еще себя жалел, думал вот сколько всего навалилось, как же тяжело, эх… Хотя виной всему был я сам, если бы я заранее все делал (я не обязан был ходить на лекции, но хотя бы материал для подготовки к экзамену и сдачу всех промежуточных контрольных тестов я мог себе обеспечить — но тогда мной владела лень, и я не был хоть как-то организован), то мне бы не пришлось так нервничать во время экзаменов и переживать за результат и за то что меня заберут в армию, если я что-то не сдам, так как я был бы уверен в своих знаниях.
По материалам — Ведическая семья
Как перестать нервничать перед важным событием?
Не создавай себе проблемы
Волнения не избежать, когда на экзамен идёшь неподготовленным. Поэтому лучше заранее планировать дела и правильно рассчитывать время, чтобы выучить предмет как следует. Так ты сохранишь значительную часть нервных клеток.
Настройся на позитив
Настраивай себя на позитивную волну
Например: «Экзамен — это важно. Оценка повлияет на мой аттестат, поступление (стипендию)
Но я справлюсь, ведь я учил все билеты. Тысячи школьников (студентов) сдавали до меня этот экзамен, и я смогу». Воспринимай важное событие как одно из маленьких испытаний на жизненном пути, где ты должен проявить себя с лучшей стороны. Впереди их будет ещё больше, поэтому береги свою нервную систему.
Если хочешь научиться контролировать свои эмоции, сделай своими настольными книгами произведения Роберта Лихи «Лекарство от нервов», Сьюзан Дэвид «Эмоциональная гибкость» или Маркса Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма»
Что не убивает нас, то делает сильнее
Чтобы жизнь изменилось к лучшему, поменяй своё отношение к ситуации. Продумывай возможные варианты развития событий и не исключай вероятности неудач. Например, можно мыслить так: «Если не сдам экзамен на 9, не наберу нужный балл аттестата, придётся подавать документы на платное или в другой вуз, где проходной балл ниже» или «Пойду на пересдачу — постараюсь всё выучить, а в следующем семестре обязательно получу стипендию». Решай проблемы, а не страдай из-за них.
Не держи переживания в себе
Легче взять себя в руки, когда делишься эмоциями с другими. У двери перед экзаменом можно обсудить билеты, поддержать друг друга, пожелать удачи. Отвлекись на повторение материала и почитай самые сложные темы. Так ты сможешь позабыть на некоторое время о нервной дрожи.
Учись правильно дышать
Если событие вот-вот начнётся, а нервы на пределе, воспользуйся хитрым трюком. Естьэффективное дыхательное упражнение, которое помогает успокоиться. На четыре счёта нужно вдохнуть воздух и задержать его на две секунды. Затем за четыре секунды выдохнуть и снова не дышать две секунды. Если объём лёгких позволяет, интервалы можно увеличить (шесть к трём или восемь к четырём).
Во время расслабляющих упражнений важно дышать не грудью, а животом. Это поможет быстрее успокоить физиологические признаки нервозности
Сконцентрируйся
Чтобы перестать нервничать, иногда достаточно собраться с мыслями и сосредоточиться на важном событии. Проверь, всё ли ты взял с собой, проверни в голове спланированный сценарий
Если это экзамен, не паникуй, а вдумчиво прочти вопросы и постарайся вспомнить материал. Постепенно записывая факты, ты сможешь запустить механическую и зрительную память и вспомнить гораздо больше теории, чем тебе казалось вначале.
Про недовольство своей внешностью, диеты и срывы
В подростковый период любой подросток, мальчик или девочка, начинает меняться, и его начинает что-то раздражать. Это случилось и со мной. Меня перестала устраивать моя внешность.
У меня не складывались отношения с молодыми людьми, а мне очень хотелось общаться и нравиться всем. Реклама по телевизору показывала девушек с прекрасными фигурами, идеальными лицами и зубами. Я думала, что нужно изменить внешность — тогда я стану популярной и привлекательной, и со мной захотят общаться.
Я ничего лучше не придумала, как начать худеть. Я вообще не была толстой, скорее субтильной и даже с недобором веса. 55 кг для моего роста — это адекватный вес, но я все равно боялась. Страх «быть жирной» остается со мной до сих пор.
Начала худеть с одного яблока в день. Потом отказалась от пищи. Сил не было. Похудения происходили в течение долгого времени и сменялись приступами булимии. То есть сначала ты ничего не ешь, а потом «нажираешься» как хрюшка. Пище уже некуда деваться, она уже не помещается, но ты ешь. Мозгом понимаешь, что надо остановиться, но насыщение не наступает. Ешь все без разбора, пока не лопнешь.
К приступам примешивалось чувство вины. Нелюбовь к себе обернулась ненавистью и самоуничтожением. Я хотела одного — похудеть, а получила обратный эффект.
Тренируем «мышцу оптимизма»: две практики
Селигман считает, что прощение и благодарность значительно повышают «коэффициент счастья» и предлагает две практики, которые помогают развить оптимизм.
Практика 1. Дневник благодарности
Каждый вечер записываем события, вызывающие чувство благодарности: коллега помог решить задачу, соседка угостила пирогом, сын крепко обнял, собака лизнула в нос (и не раз). Психологи выяснили, что если вести дневник благодарности в течение двух недель, показатели удовлетворенности жизнью просто взлетают вверх. А что, если сделать ведение дневника ежедневной практикой?
Практика 2. Практика прощения
Все мы согласны с тем, что прощать важно, но иногда обида и другие негативные эмоции не дают нам это сделать. Попробуем действовать по схеме, которую предлагает Селигман:
-
Вспоминаем максимально подробно, но не давая волю эмоциям, все, что случилось. Не думаем об обидчике как о злодее и не жалеем себя.
Пример
Вчера опять сцепились с мамой. Она заявила, что у нее в наши годы были дети-школьники, муж и приличная работа, и требовала родить ей внуков. Мама заламывала руки, кричала, плакала, то хваталась за тонометр, умоляла, угрожала… (вспоминаем эпитеты в подробностях).
-
Ставим себя на место обидчика, представляем, как он ощущал себя в той ситуации. Пытаемся посочувствовать ему.
Мама чувствует себя одинокой и ненужной, с тех пор как вышла на пенсию. И здоровье пошаливает. Нелегко ей приходится.
-
Дарим прощение, искренне говоря: «Обида и месть не для меня».
Искренне говорим себе, а если нужно, и маме, что не обижаемся на нее.
-
Публично подтверждаем прощение. Например, рассказываем об этом хотя бы одному человеку, пишем письмо, рисуем свое прощение.
Звоним сестре, рассказываем о происшествии и о том, что не держим обиды на маму. Предлагаем сходить с мамой втроем в театр и вообще больше уделять ей времени.
-
Не изменяем своему решению. Мы не должны забывать о случившемся, но мы меняем отношение к событию. Так жить становится легче и радостнее.
Слушаем маму внимательно, отвечаем на обвинения, спокойно отстаивая свое мнение, но не ввязываемся с перепалки и не обижаемся.
Если нам комфортно живется в черно-белых реалиях, вероятно, ничего менять не стоит. Но если не хочется просыпаться по утрам и выходить в этот несправедливый и ужасный во всех отношениях мир, стоит задуматься, так ли этот мир плох, и попробовать изменить свое отношение. Мы теперь точно знаем, что оно зависит от нас.
Текст: Александра Галимова
Чем полезен оптимизм: 6 преимуществ
Оптимизм и пессимизм обросли множеством мифов. Очевидно одно: быть оптимистом приятнее и выгоднее, даже с прагматичной точки зрения. И вот почему:
1. Положительные эмоции улучшают интеллектуальные способности.
Участники исследования Мартина Селигмана выполняли интеллектуальные задания. Некоторых испытуемых угостили конфетами перед тестом, и они выполнили его лучше и быстрее, чем участники эксперимента из контрольной группы.
2. Позитивные люди более дальновидны и креативны.
Они чаще находят нестандартные решения и быстрее адаптируются к новым обстоятельствам. Но и у пессимистов есть сильные стороны: они лучше выполняют монотонную работу и решают задачи, которые требуют критического подхода.
3. Положительные эмоции способствуют физической активности и долголетию.
У оптимистов выше иммунитет и ниже артериальное давление. Они легче переносят боль, обладают лучшим физическим и психическим здоровьем. А еще позитивные люди лучше справляются с серьезными заболеваниями.
4. Оптимисты живут дольше.
Психологи проанализировали 180 автобиографий женщин, проживавших в монастыре. Все они вели относительно здоровый образ жизни и находились примерно в равных условиях. Однако продолжительность жизни у всех была разная. Сочинения долгожителей отличало обилие позитивных эмоций. Их авторы умели радоваться даже незначительным событиям.
5. Жизнерадостные люди более мотивированы, работоспособны и эффективны.
Они чаще довольны работой, у них более высокая производительность труда, их чаще хвалят начальники. Неудивительно, что у них лучше складывается карьера и быстрее растут доходы.
6. Позитивные люди более общительны, альтруистичны и отзывчивы.
Улыбающийся человек готов делиться положительными эмоциями, знаниями и временем. В мрачном же настроении мы недоверчивы и не готовы много общаться и чем-то делиться.
3 Становится тяжело работать и держать концентрацию, быстро наступает утомление
С одной стороны, пропадает мотивация и интерес. С другой стороны, двигаться и думать становится еще и физически тяжело.
Человек в депрессии долго думает, затрудняется принять решение, ему нужно больше времени, чтобы что-то вспомнить или понять. Разговаривать тяжело, и речь постоянно прерывается длинными паузами.
При депрессии необязательно проводить конференции или разгружать грузовики, чтобы почувствовать себя усталым и разбитым. Сильная усталость наступает от обычной деятельности — поработать за компьютером несколько часов, убраться в доме. После минимальной нагрузки руки и ноги наливаются свинцом, мышцы болят, голова раскалывается. Приходится делать перерывы на отдых, хотя раньше можно было спокойно «пахать» сутками.
Про вину за отношения родителей и панические атаки
Как говорят психологи и психотерапевты, многие проблемы тянутся из детства. Я не стала исключением, поскольку моя семья была и является очень неспокойной. Отношения между родителями были похожи на садомазохизм. Все, что происходило, я принимала на свой счет — брала на себя всю эмоциональную нагрузку и пыталась разобраться, что не так, что происходит.
С раннего детства были приступы. Я просыпалась в страхе, с учащенным сердцебиением и думала, что умираю. Однажды даже вызывали скорую. Потом уже я поняла, что это были панические атаки.
Когда уезжала на дачу к бабушке, которая жила далеко от родителей, становилось спокойнее, и я приходила в себя. А потом все опять возвращалось, депрессивное состояние, апатия. Так я жила и росла.
Как не переживать из-за учёбы?
Одна из важных частей жизни (минимум 11 лет) приходится на учёбу. Больше всего стрессов приключается со школьниками и студентами из-за неё. Переживания из-за оценок, экзаменов и поступления, взаимоотношений с учителем и классом — лишь верхушка айсберга.
Не бойся ошибаться
В школу и в университет мы приходим, чтобы получать знания. На этом этапе делать ошибки нормально. Не стесняйся выступать перед классом или группой. Это всего лишь подготовка к будущей жизни и проработка твоих умений справляться со стрессом. Тебе обязательно пригодится этот навык на работе.
Не гонись за оценками
Для многих школьников учёба — гонка за хорошими отметками. Но порой средний по успеваемости ученик достигает больших высот, чем зубрилка-отличник, так как сконцентрировался на знаниях. Конечно, такой аргумент не совсем правдив для выпускных классов, когда каждый балл на счету. Заботься о качестве знаний. Именно они помогут тебе поступить в хороший колледж или вуз.
Отбрось шаблоны
Классический шаблон — ученик приходит в 1 класс, прилежно учится 11 лет и выпускается из школы с хорошим аттестатом прямо в вуз. Это не значит, что у тебя должно быть точно так же. Можно пойти учиться после 9 класса, а позднее поступить в вуз и построить карьеру. Как вариант, после вуза получить ещё несколько высших образований и работать не по диплому. Или вообще со школьным образованием после курсов работать в BT-компании. Отбрось стереотипы и ищи собственные пути саморазвития.
Решай проблемы по мере их поступления
Научись планировать свой день, чтобы распределять время на подготовку к экзаменам, ЦТ или написание курсовой (дипломной). Так ты сможешь быть уверенным, что успеешь всё сделать. И не нужно будет в последний момент в панике хвататься за учебники и кусать себе локти.
Не забывай про отдых
Обязательно отводи время на отдых. Порой, чтобы успокоить нервы, нужно развеяться. Заслуженным отдыхом может стать любимое хобби, встреча с друзьями, просмотр любимых фильмов и просто хороший сон. После перезагрузки ты оценишь всё свежим взглядом и продуктивнее подготовишься к учёбе.
7 Регулярно болит сердце, голова, живот
У некоторых людей на первый план выходит психосоматика
Это значит, что плохое настроение или депрессия, тревога, стресс нарушают работу внутренних органов, и человек в первую очередь обращает внимание на проблемы с физическим здоровьем. Свое настроение при этом он может оценивать как «нормальное»
Как отличить психосоматические нарушения от гастрита или проблем с сердцем? Во-первых, при психосоматике результаты анализов и инструментальных исследований в пределах нормы; терапевт (гастроэнтеролог, невролог, эндокринолог) не находит нарушений. Во-вторых, симптомы появляются или усиливаются после стресса. И, наконец, настоящее облегчение наступает, только когда человек начинает лечение как для депрессии — снижает уровень стресса с помощью медикаментов (антидепрессантов) и психотерапии. Обезболивающие и другие препараты дают кратковременный эффект.
Сколько внутренних органов и систем — столько может быть и нарушений:
Пищеварение и выделение: сухость во рту, метеоризм, несварение желудка, запоры, диарея, желудочный спазм, отрыжка, частое мочеиспускание.
Сердце: учащенное сердцебиение, боль в груди.
Дыхание: учащенное дыхание, нехватка воздуха, затруднение дыхания (диспноэ).
Нервная и эндокринная система: головная боль, звон в ушах (тиннитус), нечеткость зрения, тремор (дрожь в конечностях), попеременное ощущение жара и холода, потливость.
Психосоматика считается проблемой, если доставляет регулярный дискомфорт. Одно дело, когда голова или живот болит редко — перед очень важным экзаменом или встречей. Другое дело, когда это случается несколько раз в день от малейшего раздражителя.
Тирания долженствования
По мнению Альберта, человек обычно расстраивается не из-за происходящего вокруг, а исключительно из-за своих убеждений. Он считает, что в основном люди привыкли навязывать себе что-то, например, когда в их голове рождаются слова «должен», «надо» и прочее. Если вы перестанете следовать определенным убеждениям, вы прекратите тревожиться по пустякам.
Например, если вы застряли в пробке по пути на работу, вы начинаете расстраиваться и злиться. Но дело ведь не в самой пробке, а в том, что по вашему мнению их быть не должно. Если бы вам предложили принять таблетку от боли в животе, но заранее предупредили о том, что она может не подействовать, вы уже не так расстраивались бы. Исходя из этих примеров, возникает вопрос: как же поспособствовать смене своих убеждений?
Про депрессию и попытки суицида
В период депрессии нет сил даже почистить зубы или сходить в туалет. Не то, что нет стимула — нет сил. То есть, ты не только эмоционально истощен, ты еще физически истощен. Я не знаю, как это все происходит, но просто как будто все соки высосаны. Это была тяжелая депрессия. Максимум, что можно делать — это лежать целыми днями, бесконечно можно лежать. Просто, реально, лежать и тыкаться в телефон, бессмысленно копаться в интернете. Читать можно тоже, кстати. Но, соответственно, вся литература, вся музыка, все то, что вокруг, все это такое депрессивное и унылое, потому что радоваться не хочется совсем.
У меня было две попытки суицида. Первый печальный опыт случился в подростковом периоде, когда начались изменения. Вторая попытка случилась, когда я стала жить самостоятельно. Это было не так давно, может быть лет семь назад.
Я это ощущение называю «погружение». Как будто ты уходишь глубоко-глубоко на дно. Ты видишь все, что происходит, но ты не можешь взаимодействовать, контактировать, пережить депрессию и подняться самому очень-очень трудно.
Мнемоника: что это и кому она нужна?
Мнемотехника представляет собой набор специальных техник по запоминанию информации. Это слово имеет древнегреческие корни, т.е. искусство запоминания интересовало людей очень много лет назад. В частности, всем известные публичные выступления древнегреческих ораторов, породившие науку риторику, порой длились не один час. Каким же образом философы, политики и другие общественные деятели держали у себя в голове столько информации? Мнемотехника – вот ключ к этой загадке .
В методическом арсенале мнемоники присутствуют самые различные средства запоминания: визуализация, аудиальное, кинестетическое представление, модификации, связывания и упрощения, т.е. все, что помогает построить ассоциативные цепочки с уже имеющейся информацией. Обычно к упражнениям по мнемотехнике прибегают самые разные категории взрослых, в частности:
- люди, изучающие иностранные языки;
- студенты, которым нужно запомнить большой массив знаний при обучении;
- работники, деятельность которых связана с цифрами, статистикой;
- ученые, пытающиеся запомнить как можно больше информации, связать ее;
- врачи, которые должны помнить истории болезней своих пациентов, свои назначения;
- программисты, учитывающие все детали при работе;
- люди, просто страдающие забывчивостью и т.д.
Как можно видеть, необходимость в изучении упражнений по мнемотехнике присутствует в самых разных профессиях. Но, по сути, данные упражнения станут полезными для любого взрослого, т.к. навык запоминания не может быть лишним даже с учетом наших повседневных привычек, когда нам нужно купить несколько видов продуктов, заехать в несколько мест, запомнить имена новых людей при знакомстве, т.е. мнемоника полезна для каждого.
А прежде чем перейти к конкретным упражнениям по развитию памяти взрослых, хотим посоветовать нашу-онлайн программу «Мнемотехники», где за 5 недель вы научитесь правильно и надолго запоминать имена, лица, адреса, дни рождения и много другой информации. Специальные онлайн-тренажеры и интересные практики облегчат вам процесс образования, если вы учитесь в образовательном учреждении либо проходите обучение на работе.
Давайте же теперь рассмотрим упражнения на память для начинающих взрослых.
Заключение
Преимущество всех рассмотренных упражнений в том, что их несложно выполнять одному, совершенно бесплатно и в домашних условиях. Но помните одну вещь: мнемотехника – это только лишь совокупность приемов и техник для запоминания. Да, вы тренируете память, воображение, развиваете креативное мышление, еще и получаете заряд положительных эмоций. Однако ваши способности даются от рождения.
Не стоит надеяться на то, что после изучения мнемотехники вы станете настоящим вундеркиндом. Ведь даже упомянутый Джошуа Фор в своем выступлении на TED Talks, рассказывая про Чемпионат по запоминанию, указывал на то, что все участники обладают совершенно заурядной памятью. А то, что они демонстрируют на соревновании, – всего лишь хорошо натренированный навык
Вот что важно в мнемонике – приобретение нового и полезного навыка, поэтому не жалейте времени и усилий, ведь они точно не будут потрачены зря
Желаем вам успехов и предлагаем пройти небольшой опрос: