Это явление часто неправильно классифицировали жанр, объединяя всех и вся под единым понятием. К стилистике причисляют как New Order, Depeche Mode или Heaven 17, так и Front 242, Kraftwerk.
Это накаляло обстановку, становилось спором между фанатами. С течением времени более жесткое звучание стало отходить на второй план, любители танцевальной музыки переходили на кислотный хаус. Это оказалось причиной спада напряженности и выхода на новый уровень.
Выход жанра на мировой уровень
Несмотря на появление и быстрое развитие жанра на территории США, стилистика долгое время оказывалась изолированной. Первое появление на мировой сцене состоялось только к 1987 году и благодаря Деррику Мэю. Музыкант издал композицию Strings of Life, которая стала одной из самых популярных среди танцевальных в Великобритании.
Музыка начала распространяться по Европе, из Британии в Германию, Бельгию и некоторые другие страны. Здесь началось развитие собственной направленности с рядом особенностей. В Великобританию овладела волна не только техно, но и кислотного хауса. Субкультура часто соотносилась с опасениями властей, что отправило жанр в андеграунд.
Electrifyin’ Mojo
Детройт — город моторов. Здесь Генри Форд первым запустил массовое производство, заложив фундамент самого сконцентрированного в мире центра по производству автомобилей. Здесь Берри Горди основал другой конвейер, поп-фабрику Motown, бесперебойно снабжавшую Америку шестидесятых оптимистичным соулом. Motown был музыкой полной занятости, общим звучанием для черных и белых, работавших спиной к спине на детройтских автозаводах.
Чуть позднее все то же благоденствие Детройта позволило Джорджу Клинтону соединить сырой соул с усилителями Marshall, добавить внушительную дозу кислоты и создать фантастический панк-рок Parliament-Funkadelic. К тому же город внес свою лепту в рождение панк-рока: и MC5, и Игги Поп родом из Детройта. И здесь же, когда в восьмидесятых заводы начали перебираться в другие места, а город начал умирать, три техно-революционера стали разрабатывать новую форму музыки.
Хуан Аткинс, Деррик Мэй и Кевин Сондерсон встретились в средней школе в Беллвилле, населенном пункте, находящемся к западу от Детройта и университетского кампуса Энн Арбор. Они были чернокожими из пригорода, где жили преимущественно белые. Деррик с Кевином дружили с детства, оба мечтали играть в профессиональной лиге американского футбола. Но именно музыка скрепила их дружбу. Все трое подростков слушали ночное радиошоу «The Midnight Funk Association».
Моджо игнорировал расовый сепаратизм, присутствовавший на городских радиоволнах, и делал ставку на массу футуристических звуков — он соединял галактический фанк местных героев Parliament-Funkadelic с эклектичной подборкой из саундтреков, классической музыки и последних новинок европейского синтипопа. Моджо привил Детройту вкус к Принсу, а когда ему в 1981 году в руки попал альбом «Computer World» группы Kraftwerk, он постоянно ставил весь альбом целиком.
Моджо был родом из Литл Рока, штат Арканзас, начал карьеру на Филиппинах, а объявился в детройтском радиоэфире в 1977 году. Его отказ подчиняться сложившимся правилам означал, что его программа постоянно кочевала с одной радиостанции на другую
Ненасытный аппетит Моджо к новой и необычной музыке стал для «Беллвиллской троицы» важной штукой. Моджо напитывал их музыкой и распалял вкус к ней
В конечном счете он стал одним из первых, кто начал играть их пластинки. Сыграв важную роль в чувственности будущего техно, он старался культивировать вокруг своей персоны атмосферу загадочности и бесплотности. На фотографиях он обычно оставался затемненным силуэтом, и нет никакого сомнения в том, каким влиянием пользовалось его шоу.
Эта музыка попадала в зажиточные дома Беллвилля, где деньги детройтского прошлого осели в домах с видом на озеро и деревья. Здесь популярностью пользовались вечеринки, устраиваемые в саду, и спортивные состязания старшеклассников, а увлечение музыкой подпитывалось дорогим оборудованием
«Это важно, — подчеркивает Деррик. — Хуан, Кевин и я были выходцами из среднего класса, даже из верхних слоев среднего класса, поэтому большинство людей, с которыми мы общались, были очень богатыми
Вокруг нас не было и следа бедности».
Кроме того, пока их семьи не переехали в пригород, детство каждого из них было городским. Так, оказавшись в ловушке в безопасном, бесхитростном Беллвилле, они столкнулись с проблемами. Ограниченность Беллвилля оказалась для них шоком. «Помню, как меня впервые обозвали „ниггером“, я даже не понял, что это значит, — говорит Кевин. — Тогда там жило три или четыре чернокожих семьи. Когда мы туда переехали, кто-то взял и раскидал мусор по нашему саду».
У Деррика все было по-другому. Оказавшись в первый день в школе, он присел поесть рядом с Троем, белым мальчиком, с которым общался все лето. Среди благовоспитанных белых детей два шумных черных подростка с разных концов гетто активно обменивались бранью и кидались друг в друга жареной картошкой. «Эй, чувачок, ты чего это с белыми сидишь?» Деррик поежился, поскольку понял, что перешел негласную черту, объявив себя изгоем. «Для меня это был культурный шок, — рассказывает он. — Я был поражен до глубины души. Никогда прежде мне еще не доводилось сталкиваться с добровольной сегрегацией. И я тогда крепко задумался, кто же я такой».
После того как Кевин поступил схожим образом в той же столовой, они с Дерриком весь оставшийся год с большой неохотой обедали в гадюшнике черной секции. «Я сидел там и испытывал чистое отвращение, — вспоминает Мэй. — Я развлекался тем, что наблюдал за людьми моей расы». Вынужденный взирать на этих подростков, предававших самих себя, он поклялся не заморачивать себе голову этими расовыми самоограничениями.
Дальнейшее развитие и становление стиля в 90-х
Первоначальный звук, который сохранялся в 80-х, корректировался и дополнялся различными стилистическими решениями на протяжении 90-х. В этот период к техно относились как поп-ориентированные исполнители, так антикоммерческие. Поэтому к музыкальному жанру относят и Moby, и Underground Resistance.
Особые стилистические веяния добавлялись исполнителями разных стран, влияние на звучание внесли деятели из Бельгии, Германии, Голландии и Великобритании. На территории США также процветала стилистика, что выражается в появлении второй волны Techno с участием Карла Крэйга, Джеффа Миллза, Кенни Ларкина и многих других.
Берлин на то время считался центром рассматриваемого жанра, но и Бельгия не отставала в последователях. Здесь появлялись культовые исполнители и лейблы, которые обеспечивали нестандартный звук. Стоит упомянуть только CJ Bolland или Joye Beltram. В Великобритании открываются клуб Sub Club, который стал источником продвижения стилистики.
Встретить музыкальный стиль техно со временем можно не только в специализированных клубах, но и на особых фестивалях. Парад любви, который проводился в Германии, стал ярким примером использования и корректировки клубной музыки из США. С течением времени интерес значительно возрос.
Имелось и другое направление развития стилистики, которое именовалось Electronic Body Music или сокращенно EBM. Музыка появились в середине 80-х и связывалась с деятельностью DAF, Front 242 и Nitzer Ebb. Некоторые исполнили считали долгом изобрести и особые смеси из жанров, яркими примерами являются Kraftwerk и Yello, которые воссоединили в единый комплекс Synthpop, Chicago House и Deep House.