Зигзаги судьбы
Но, несмотря на все усилия биографов, Коко продолжает оставаться «терра инкогнита»: загадок, противоречий и «темных пятен» в ее жизни было более чем достаточно. Взять хотя бы то, что во время Второй мировой войны создательница бренда Chanel считалась пособницей нацистов, по некоторым данным, официально числилась в немецкой разведке и отметилась десятком успешных шпионских миссий, за что позже была обвинена в коллаборационизме и арестована. В 1944 году модельер была отпущена на свободу (на этом настоял Черчилль), но по условиям сделки ей пришлось покинуть Францию.
До 1953 года Шанель жила в Швейцарии, а в 1954 вернулась в Париж и в мир высокой моды с новой коллекцией. И это – в возрасте уже за 70, когда, как принято считать, самое время думать не о карьерных прорывах, а о пирожках для внуков и о душе. Кстати, Париж пришлось покорять заново: в 1954 году все говорили о Кристиане Диоре, и никто – о Шанель, пока она не показала миру твидовый жакет. Успех был фантастический, а модельер Карл Лагерфельд продолжал свои игры с жакетами Chanel практически до самой своей смерти в 2019.
Вообще если бы не политика, в которую Габриель пыталась играть наравне с мужчинами, ее историю можно было бы назвать историей Золушки. Но с той существенной разницей, что принц Шанель на ней так и не женился, хотя свой первый шляпный магазин она открыла именно на его деньги. В «дамки» амбициозной француженке пришлось пробиваться самостоятельно, в том числе, с помощью мужчин, от которых она старалась брать по максимуму. Не случайно бытует мнение, что именно мужчины стали главными университетами Коко, воспитав в ней железную волю и вдохновив на изречение «чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть».
Фото: DPA/TASS
Знакомство с творческой элитой и меценатство
Из депрессии Коко выводит знакомство с Сертом, каталонским художником-декоратором, и его супругой Мисей. Дружба с этой женщиной продлится более 20 лет, Габриэль сознается, что без нее она бы так и умерла «полной идиоткой».
Серты вводят Шанель в высшие круги творческой элиты, у нее появляется шанс наблюдать за рождением гениальных картин и стихов. Шанель знакомится с художниками Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, драматургом Жаном Кокто, поэтом Пьером Реверди.
Мися знакомит Коко с Сержем Дягилевым, организатором балетных «Русских сезонов». За кулисами балета Шанель наблюдает за танцорами, которые «выкладываются» на каждой тренировке. У русских Коко научилась работать – это собственное признание той, которая сама достойна звания «трудоголик»!
Шанель протежирует культурные проекты, помогает творческим людям. Для постановки «Весны священной» она вручает Дягилеву 300 000 франков, композитора Игоря Стравинского приглашает с семьей пожить на свою виллу, обустраивая «полный пансион» для его жены и четверых детей. Меценатство вдохновляет Шанель: в недалеком прошлом нищая сирота, теперь она делает вклад в искусство!
Влияние русской культуры модельер распространяет и на профессиональную деятельность: открывает набор в ателье для русских эмигранток, разбиравшихся в рукоделии, открывает мастерскую по ручной вышивке, привносит в модели славянские мотивы.
Не обходится и без романа с русским: ее новым милым другом становится князь Дмитрий Павлович. Кузен Николая II моложе ее на 8 лет, красив и беден. Он поддерживает Шанель морально, она его – с помощью кошелька.
Когда Дмитрий через год уезжает в Америку, пара сохраняет дружеские чувства. Шанель называет князя «гением полезных знакомств», именно он знакомит ее с создателем собственного аромата – парфюмером Бо.
Наследие Коко Шанель
Стилю Шанель суждено было пережить свою создательницу. Великая Мадемуазель стала не просто реформатором моды, она основала бренд, который является знаком качества и респектабельности.
Цитаты и афоризмы Коко Шанель украшают современные «демотиваторы», а ее жизненная история не единожды экранизировалась. Из последних художественных фильмов – «Коко Шанель и Игорь Стравинский» (2009), «Коко до Шанель» (2009) с Одри Тоту, лента по сценарию Карла Лагерфельда «Возвращение» (2013).
Коко Шанель удалось перекроить по своим лекалам не только моду, но и весь мир.
В заключение предлагаем вам посмотреть художественный фильм Коко до Шанель (2009г.)
https://youtube.com/watch?v=9x9Ee7mkEbI
Возвращение в мир моды
В стране чистейших озер, сыра и банков она проводит почти 10 лет. Когда Диор в показе «нью лук» возвращает на подиум «осиные» талии и нижние юбки (все то, с чем Шанель боролась), она укрепляется в решении вернуться. Говорят, что в одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Шанель возражает: “Если я захочу это сделать, реке придется вернуться на прежнее место”
71-летняя Габриэль представляет в 1954 году новую коллекцию. Показ моделей подвергается беспощадной критике, «Daily Mail» называет резонансное возвращение «фиаско».
Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообщеCoco Chanel
Дизайнер не предложила ничего нового, но в этом кроется ее секрет — она создает вещи не для «маскарада». Ее изобретения – блузы, кофты, кардиганы, пальто – хочется носить!
Люди не могут вечно заниматься инновациями. Я хочу создавать классикуCoco Chanel
Коллекцию принимают на «ура» в Америке, и через три сезона Шанель достигает былой славы. Твидовый костюм от Мадемуазель – узкая юбка и жакет, декорированный тесьмой и накладными карманчиками – становится визитной карточкой дамы с хорошим вкусом. Теперь и Агате Кристи, чтобы определить статус героини, достаточно указать «та дама в костюме от Шанель».
В феврале 1955 года дизайнер презентует прямоугольную сумочку 2.55, названную по дате выхода. Женщины оценили нововведение ридикюля – длинную цепочку для ношения на плече.
Первая клиентка Шанель – она сама: ей не шли корсеты – она упразднила эту деталь туалета, не любила цветочные ароматы – создала собственный, забывала сумки и клатчи – дополнила аксессуар цепочкой.
Рекламные кампании Chanel №5
Еще не успев стать мировой классикой, аромат пользовался особой популярностью в Америке, а затем плавно «перекочевал» в Азию. Молва о нем разошлась по всему миру так быстро, что во время освобождения Парижа во Вторую мировую войну улицу Камбон заполонили десятки солдат — все они стояли в очередях к бутику, чтобы привезти своим любимым заветный флакон.
Позднее парфюмерный Дом обращался к женщинам всего мира, чтобы те воплощали собой идею женственности и силы в рекламных кампаниях №5.
В 1937 году лицом аромата стала сама Шанель. Она не только бросила вызов парфюмерам, посягнув на их территорию, но и сама позировала для рекламы новинки в номере отеля Ritz.
Photo François Kollar Ministère de la Culture — Médiathèque du Patrimoine, Dist. RMN
1954 год ознаменован Мэрилин Монро, которая увековечила аромат в своей знаменитой цитате. Тогда на вопрос журналиста о том, что она надевает на ночь, Монро ответила: «Лишь несколько капель №5». После этого флакон стал прочно ассоциироваться с кинодивой, а продажи тут же взлетели до небес. Но актриса при жизни так и не стала лицом Chanel — только в 2013 году вышла реклама аромата с Мэрилин как дань великой женщине, полюбившей великий аромат.
В 1959 году лицом аромата стала Сьюзи Паркер. После неофициального амбассадора Мэрилин многие актрисы мечтали представить аромат-легенду. Это и сделала модель и актриса Паркер, снявшись в рекламном видео Ричарда Аведона под запоминающимся лозунгом «Каждая живущая на земле женщина любит Chanel №5».
CHANEL/Photo by Richard Avedon
В 1971 году Катрин Денев вместе с Chanel создали одну из самых популярных реклам того времени. На постере никаких лозунгов — намного красноречивее говорят об аромате портрет актрисы и прозрачный флакон. Немалую роль сыграла и сама фотография Денев работы Ричарда Аведона: она придала аромату еще большей изысканности на годы вперед.
CHANEL/Photo by Richard Avedon
В 2004 году чести прикоснуться к французской легенде удостоилась голливудская актриса Николь Кидман. Кстати, трехминутная реклама с ее участием чем-то напоминает блокбастеры, в которых привыкла сниматься Николь, — Баз Лурман снял ее за 42 миллиона долларов. Этот ролик и на сегодняшний день считается одним из самых дорогих за всю историю рекламной индустрии.
CHANEL/Photo by Patrick Demarchelier
В 2009-м аромат рекламирует Одри Тоту, что неудивительно: в этом же году она сыграла создательницу №5 в картине «Коко до Шанель». В рекламном ролике актриса играет саму себя в объективе База Лурмана, повторяя успех прошлой рекламы, — нуаровое видео с налетом эстетики фильма «Амели» надолго становится классикой парфюмерной рекламы.
CHANEL/Photo by Dominique Issermann
В 2014-м и 2016-м лицами аромата успели побывать модели Жизель Бюндхен и Лили-Роуз Депп. Представляя собой два разных поколения, они демонстрируют силу аромата: он вне возраста, времени и места — подходит абсолютно каждой женщине, осмелившейся его носить.
В 2020-м Chanel объявил, что новым лицом №5 стала французская актриса Марион Котийяр. Она словно магнитом притягивает к себе экранные образы, которые невозможно забыть. Одним из таких стала новая роль актрисы в рекламной кампании главного женского аромата на протяжении почти 100 лет.
View on Instagram
Режиссер Юхан Ренк исполняет мечту Марион и отправляет ее на Луну с флаконом в руках. Переливающийся золотой наряд на актрисе — новая интерпретация платья, которое носила сама Габриэль Шанель. Оно перекликается с лунной поверхностью и отражается в звездах вокруг, на фоне которых и происходит завораживающий танец двух влюбленных. Судя по накалу эмоций, это была их мечта — перенестись сюда только вдвоем в густом облаке аромата.
Кстати, красивый танец с мужчиной мечты актриса репетировала ровно пять дней — эта магия вокруг счастливой цифры определенно понравилась бы самой Коко, которая верила в знаки.
Марион признается, что с подросткового возраста мечтала стать той женщиной, для которой был создан аромат №5, что и случилось с выходом новой рекламной кампании в честь 100-летия легендарного парфюма. Советуем и вам поступить как великая французская актриса, а именно — нанести на тело пару капель под номером пять и во что бы то ни стало осуществить свою заветную мечту.
Марион Котийяр для Chanel
«Вечная мадемуазель»
Говорят, что Бой стал для Коко целой семьей: отцом, братом, наставником и спонсором. Его любовницы уговаривали его бросить Коко, на что он отвечал: «это невозможно, это как отрезать собственную ногу». Артур помог подруге открыть первый бутик на бульваре Малерб в Париже, а затем и знаменитое ателье на улице Камбон.
Но дальше Коко ждал удар: чтобы укрепить свое положение в обществе, Артур решил жениться на знатной англичанке. Это разбило сердце Коко (по слухам, ей даже пришлось шить для новой избранницы Боя свадебное платье), и она с головой погрузилась в работу. Но отношения с женатым Кейпелом продолжились. Позже, добившись успеха и финансовой независимости, она скажет Бою: «тебе надо было бы просто подождать, пока я стану известной, и мы были бы счастливы». «А разве мы несчастны?» – ответит он.
Несмотря на эту любовь – как говорят, единственную в жизни Шанель – у нее было множество других одиозных романов. В частности, на следующий год после гибели Боя Шанель познакомилась на одном из приемов с князем Дмитрием, двоюродным братом казненного большевиками царя Николая II. Шанель (которая к тому моменту была уже богатой и влиятельной женщиной) сняла для них виллу на берегу Атлантического океана, князь веселил ее разными байками и знакомил с интересными людьми. Но и этот роман подтвердил звание «женщины, на которой не женятся» – вскоре Дмитрий сочетался узами брака с дочерью американского миллиардера Джона Эмери Одри Эмери. Тем не менее, благодаря Дмитрию, в коллекции Шанель появились русские мотивы – рубашки La Rus с ручной вышивкой и пальто на соболиной подкладке.
В 1925 году 42-летняя Шанель закрутила роман с самым богатым человеком Великобритании, герцогом Вестминстерским. Дело двигалось к свадьбе, но герцог мечтал о детях, а Коко оказалась бесплодной. Тем не менее, отношения продлились четырнадцать лет.
Веселая старость
Но самая скандальная история началась спустя много лет во время войны. С атташе немецкого посольства, правой рукой Адольфа Гитлера, немецким агентом Гансом Гюнтером фон Динклаге (он же Шпатц) Коко связалась не от хорошей жизни. В июне 1940 года племянник знаменитой мадемуазель Андре Паласе попал в немецкий плен, и Шанель обратилась к давнему знакомому – фон Динклаге – чтобы вызволить родственника. Кстати, с началом войны в 1939 году Коко пришлось закрыть модный дом и все свои магазины. В итоге Андре был освобожден, но 56-летней Коко пришлось стать не только любовницей барона фон Динклаге, но и его агентом. Из-за всех последовавших за этим политических дрязг любовники не только много ссорились, но даже дрались.
Так что старость Коко прошла не менее бурно, нежели ее молодость. Но потом любовные истории пошли на спад. В 50-60-х она сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Элизабет Тейлор. Среди клиенток Коко была и первая леди США Жаклин Кеннеди. Кроме того, Шанель была меценаткой и финансировала Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. В 60-х модный дом Шанель сильно сдал свои позиции после того, как Коко отвергла идею мини-юбок.
Фото: AP/TASS
Скончалась Габриель 10 января 1971 года в возрасте 87 лет от сердечного приступа в отеле «Риц». После ее смерти дом моды «Шанель» пережил период упадка и начал возрождаться лишь в 1983 году, когда руководство домом принял Лагерфельд.
Прожив долгую, насыщенную и интересную жизнь и достигнув вершины своей славы лишь к пятидесяти годам, Шанель стала примером для подражания миллионов. Конечно, биография Коко не укладывается в «домостроевские» представления о «женском счастье», но вряд ли кто-то осмелится назвать ее несчастной. Она перевернула мир моды 20 века, продолжает оставаться иконой стиля и самым знаменитым модельером планеты в 21 веке, и именно с ее именем французы до сих пор ассоциируют фразу «искусство жить».
Как создавался аромат
В 1921 году Габриэль Шанель и парфюмер Эрнест Бо подарили миру новый аромат под номером пять. Родился он в лаборатории Бо на Лазурном Берегу, в Грасе — обители парфюмерии того времени.
Но идея создания первого аромата Дома появилась еще раньше на юге Франции — в Монте-Карло, где Шанель отдыхала с русским князем Дмитрием, племянником Николая II. Тогда решение выпустить собственные духи не казалось таким логичным, как в наше время: в начале века парфюмерия была далека от моды и четко отделялась от нее как совершенно иное ремесло.
Именно князь Дмитрий познакомил Габриэль с сыном бывших парфюмеров русского царского двора Эрнестом Бо, который с 17 лет был приставлен к Ралле — первому французскому парфюмеру в России.
View on Instagram
Детство и юность в монастыре
Габриэль Бонер Шанель появилась на свет 19 августа 1883 года во французском городке Сомюр. Девчушка родилась под знаком зодиака «лев», впоследствии она украсит свой интерьер фигурами царя зверей и использует «львиный» мотив в фурнитуре.
«Львам» характерно стремление к успеху, но легко ли было его достичь?
Детство Габриэль было трудным, ее можно отнести к категории людей, которые «сделали себя сами» вопреки обстоятельствам.
Свою мать Жанну Габриэль помнила плохо, или, как признавалась в мемуарах, помнить не хотела. 19-летняя Жанна влюбилась в Альберта, отца Габриэль, и забеременела. Парень сбежал, беглец был найден спустя месяцы: Альберт работал ярмарочным торговцем и не сидел подолгу на одном месте. Жанна приехала к своему горе-возлюбленному и на следующий день родила.
Когда через три месяца она снова забеременела, сожитель посоветовал ей «идти работать». Молодая женщина «в положении» и с младенцем на руках бродила от дома к дому, предлагая помощь по хозяйству.
Рождение второго ребенка, Габриэль, не привело к свадьбе родителей, узаконить отношения помогли 5 000 франков, приданое Жанны. У Габриэль появляются младшие сестра и братья, но мать из-за слепой страсти к мужу мало уделяет внимания детям.
С отцом у Габриэль связаны более приятные воспоминания, его появления в семействе ждали, как праздника. Габриэль утверждала, что отец был красивым и передал по наследству свою внешность: белозубую улыбку, глаза с веселым блеском и густые волосы.
После смерти жены в возрасте 33 лет, Альберт отдает сыновей Альфонса и Люсьена «батрачить» фермерам, а дочерей вверяет заботам сестер монастыря Обазина. Габриэле шел 13-ый год, больше отца она не видела.
Мое одиночество сделало меня сильной личностьюCoco Chanel
ОБИТЕЛЬ ДОБРА
В Обазине Габриэль жилось тоскливо, многочисленные запреты довлели над юной бунтаркой: просыпаться, засыпать и начинать трапезу следовало по команде дежурной сестры. Годы в сиротском приюте наложили глубокий отпечаток на ее мировоззрение.
Спустя много лет, Шанель прикажет своему архитектору повторить в ее доме каменную лестницу из монастыря, по которой в детстве ей запрещали бегать: хоть на своей вилле она будет ходить так, как пожелает!
Габриэль носила статус «сироты» при большом количестве родственников: ее дед и бабка по папиной линии произвели на свет 19 детей! Это документальный факт: только дед и тетка Луиза забирали девочку погостить к себе на каникулах.
Тетю Андриенну, младшую папину сестру, из-за маленькой разницы в возрасте Габриэла называет «сестрой». Она тоже была в Обазине, и общие романтические мечты о богатом женихе и свободе объединяют девочек. Когда Андриенну решают выдать замуж за старого нотариуса, Габриэла уговаривает ее бежать из монастыря.
Денег хватает ненадолго и незадачливые беглянки возвращаются. Их быстро определяют в другое заведение «строгого режима» – пансион института Богоматери города Мулена. Там Габриэль находится два года, с 18 до 20 лет. Вспоминая эти годы, Шанель заявит в интервью, что «отсидела свое», а на вопрос удивленного журналиста «за что», уточнит – «за инакомыслие».
Выпускницы пансиона должны были быть готовыми к самостоятельной жизни, поэтому их обучали шитью. Эти навыки пригодятся будущему дизайнеру одежды.
Композиция аромата
Вопреки моде на ароматы того времени, где за основу брали запах одного цветка, Шанель просит придумать сложную композицию, которая напоминала бы платье, созданное из множества деталей.
Так и появилась новаторская пирамида аромата: в ничем не украшенном флаконе смешалось сразу 80 элементов, часть из которых держится в строжайшем секрете и по сей день. К нотам майской розы, жасмина (он появился в композиции по пожеланию Коко), иланг-иланга и сандала были добавлены альдегиды, с которыми долго экспериментировал Бо. Благодаря этим летучим синтетическим соединениям цветочные ноты стали более легкими и воздушными по звучанию. Их впервые в истории использовали в такой большой концентрации — именно этот шаг в современность принес славу парфюмерному Дому и задал планку всем дальнейшим ароматам марки.
View on Instagram
По словам парфюмера, на создание образцов его вдохновил полярный круг, утонченная северная красота которого не поддается разгадке.
Шанель выбрала пятый по счету аромат из представленных — так цифра стала ее талисманом на долгие годы. В счастливую дату она чаще всего назначала показы: коллекции традиционно были представлены пятого февраля или пятого августа.
В 1986 году Жак Польж создал парфюмированную воду Chanel №5, которая переосмысляет оригинал на новый лад, но сохраняет самое главное — его загадочную сложность.
Известно, что верхние ноты образуют фирменные альдегиды, экзотический цветок иланг-иланга с Коморских островов и нероли из Граса. Ноты сердца по-прежнему принадлежат грасскому жасмину и майской розе, выращенной специально для Chanel. А за мягкий и глубокий шлейф отвечают ваниль с острова Реюньон и сандал. Над десятками остальных компонентов приходится только гадать самым взыскательным «носам».
View on Instagram
Герцог Вестминстерский
В Монте-Карло Шанель знакомится с герцогом Вестминстерским – Вендором, как его называли. Он заваливает Коко роскошными букетами, лично подстреленной дичью, драгоценностями. Шанель покорена, но только в той мере, в которой себе это позволяет: она «отдаривает» герцога запонками стоимостью в автомобиль!
С Вендором дизайнер много времени проводит в замке Итон-Холл. Рассматривая форменную одежду слуг, Шанель черпает идеи для создания женских жакетов. Она открывает для себя новую ткань – мягкий английский твид. В ее творчестве прослеживаются английские тенденции.
Пресса «женит» красивую пару, но Шанель понимает, что став замужней «мадам», ей придется покинуть Дом моды. Герцогиня-портниха – для той эпохи это немыслимо!
Когда приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчинCoco Chanel
Идею брака Шанель все же рассматривала – если подарит герцогу наследника, который займет высокое положение в обществе. Но 46-летней Шанель не суждено стать матерью. Она отказывает Вендору, ведь герцога нельзя назвать образцом верности.
Однажды в ее присутствии он пригласил на яхту очередную красотку, а после пытался откупиться от Шанель огромным изумрудом. Габриэль вышвырнула драгоценный камень за борт.
БИЗНЕС НА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ
В 1931 году князь Дмитрий представляет Шанель Сэма Голдвина, создателя американского кинематографа. Голдвин мечтает и в фильмах, и в жизни одеть кинозвезд в одежду «от Шанель» и предлагает контракт на миллион долларов.
Дизайнеру требовалось дважды в год навещать Голливуд и разрабатывать костюмы. Но Габриэль колеблется, ведь ранее она создавала свои модели, а не потакала вкусам капризных актеров и актрис.
Благодаря уговорам нового любовника, художника Поля Ириба, Шанель подписывает контракт и пересекает океан. Там ее ждет радушный прием: для поездки по стране ей предоставляют выкрашенный в белый цвет поезд, пресса восторженно величает «Великой Мадемуазель», а на перроне выстраиваются селебрити во главе с Гретой Гарбо.
Хотя на следующий год партнеры не продлевают контракт, Шанель получает неоценимый опыт в работе для массового потребителя.
Ровесник Поль Ириб становится последней надеждой Шанель на семейное счастье. Но снова происходит трагедия: он умирает на теннисном корте на глазах у Габриэль.
Может, я и стала Великой Мадемуазель, потому что мне некого кормить ужином?Coco Chanel
Летом 1936 году Париж охватывает забастовка. Работники, подстрекаемые коалицией левых политических партий, требуют повышения зарплаты и договоров с профсоюзами.
Шанель чувствует себя преданной – портнихи не пускают ее в собственный дом моды! А ведь она хорошо им платит и предоставляет летом 2-недельный отдых!
Разъяренной Шанель приходится идти с коллективом на мировую, чтобы не сорвать выставку новой коллекции.
«Шанель № 5» и маленькое черное платье
Новая женщина в одежде от Шанель не могла пахнуть по-старому, фиалкой, розой или гортензией: Я очень люблю запах розового масла, но женщина, которая пахнет только им, совершенно бездарна.
Эрнест Бо, работавший ранее при царском дворе в Петербурге, экспериментирует с палитрой запахов и добивается нового оттенка нот, используя альдегиды. Шанель образцы духов нравятся.
Для их выпуска в промышленных масштабах, она начинает сотрудничать с братьями Вертхаймерами. Создается фирма «Шанель Парфам», в которую модельер привносит рецепт и имя и получает 10% акций. Про это распределение она впоследствии пожалеет, Вертхаймеры оформят на подставные лица новые фирмы и будут скрывать объемы продаж.
5 мая 1921 года «Шанель №5» представляются публике.
– Куда нужно наносить духи?
– Туда, где хотите, чтобы вас поцеловали, – скажет их создательница.
Что повлияло на то, что релиз новинки становится сенсацией?
- Состав. «Шанель №5» становится первым синтезированным парфумом, состоящим из 80 ингредиентов. Компоненты, закрепляющие запах, дают возможность наносить духи в небольшой концентрации. «Плоские» слабые цветочные ароматы не выдерживают конкуренции.
- Название. Среди образцов духов Шанель выбирает бутылочку с цифрой «5» на этикетке, «пятерку» она считает счастливой. Князь Дмитрий уговаривает Шанель добавить к номеру имя. После выхода парфума вычурные названия, как то «Вечернее опьянение» и «Тайна обольщения», становятся несовременными.
- Флакон. Шанель настаивает на лаконичной форме и аргументирует минимализм в оформлении так: «украшено у всех». Сейчас прозрачный куб-флакон экспонируется в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
- Первые 100 духов Шанель не продала, а подарила – самым влиятельным и красивым женщинам. Аромат становится символом хорошего вкуса и роскоши.
Успеху парфума поспособствовала и Мэрилин Монро, кокетливо признавшаяся, что на ночь одевает «только пару капель Chanel №5». После ее заявления раскупаются миллионы бутылочек духов.
Духи популярны и сейчас, по данным Forbes парфум входит в ТОП-8 наиболее подделываемых вещей, наряду с часами Rolex и 50-евровой купюрой.
В 1925 году на флаконе духов появляется фирменный знак Шанель. По одной из версий, эмблема – это инициалы Коко Шанель (Coco Chanel), по другой – символ удачи «двойная подкова», изображенный на эскизе Врубеля.
ФОРД, СОЗДАННЫЙ ШАНЕЛЬ
За революцией в парфюмерной индустрии следует очередной вызов обществу. Однажды, находясь в театральной ложе, Шанель искала глазами кого-то из знакомых. Созерцая толпу, ей приходит мысль об излишней пестроте нарядов: в глаза бросаются не лица, а цветастые платья.
Так в 1926 году появляется воплощение идеи аскетизма – маленькое черное платье. Декорированное простым полукруглым вырезом, оно подчеркивает фигуру, оттеняет белизну кожи, и само при этом практически незаметно.
Без украшений оно подходило для деловой обстановки, а с жемчужными бусами, золотым браслетом или брошью смотрелось вечерним нарядом.
У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатлениеCoco Chanel
Журнал «Vogue» в заметке 26-го года отмечает, что платье «сравнялось по популярности с автомобилем Ford!».