Вуди Торн (Woody Thorne) — «Teenagers in Love»
Последним треком, сопровождающим беседу Мии и Винсента, стала задорная песенка 1961 года «Влюблённые подростки» — с характерными для того времени подпевками «бом-бом-бом» и тонкими завываниями.
Подозреваю, что если бы не «Криминальное чтиво», о Вуди Торне сегодня помнили бы буквально единицы. Найти об этом певце какую-нибудь толковую информацию даже в век Интернета крайне трудно. Лично мне удалось установить только два факта.
Во-первых, что «Вуди Торн» на самом деле — псевдоним Уильяма Розенауэра (именно William Rosenauer и значится автором «Teenagers in Love»).
Во-вторых, эта песня до «Криминального чтива» звучала ещё в одном фильме — «Закат: Вампиры в изгнании» 1989 года выпуска. Там же можно обнаружить и вышеупомянутую «Since I First Met You». Поэтому не исключено, что любитель всякого кинотреша — Тарантино — познакомился с обеими песнями, именно благодаря «вампирскому» фильму.
Случайности и влияние на сюжет
Квентин Тарантино
наполняет свою историю целым рядом мелочей, случайных и незапланированных событий, или последствий других решений в прошлом, или не самого продуманного плана
Но эти повороты сюжета оказывают прямое воздействие на поведение или, что еще более важно, на мировоззрение своих главных героев. То есть, непредусмотренные ситуации, решения второстепенных персонажей, обнажают личности Джулса, Бутча, Винсента и заставляют их пересмотреть свое отношение не только к конкретной ситуации, но к другим людям и даже своему собственному будущему
Давайте вспомним эти самые случайности в произвольном порядке.
- Когда Винсент Вега и Джулс, в привычной им гангстерской манере, расправляются с двумя парнями в квартире, неожиданно на сцене появляется третий (четвертый, если учитывать Марвина). Они не предусмотрели, что еще один человек, еще с оружием, может прятаться в туалете. Он неожиданно выскакивает с пистолетом, выпускает шесть пуль, которые проходят мимо Винсента и Джулса. Они хладнокровно убивают парня, но эта случайность, для Винсента, просто случай, становится поворотным моментом для Джулса (Сэмюэль Л. Джексон).
Выход с Квентином Тарантино в Каннах, 2014
imago/Legion Media
Квентин Тарантино и Ума Турман на церемонии закрытия Каннского кинофестиваля, 2014
Творческие отношения Умы Турман и Квентина Тарантино, казавшиеся прочным альянсом, после съемок «Убить Билла» омрачились ссорой и расставанием на целое десятилетие. Причинами стали и автомобильная авария на съемках, принесшая Турман несколько не излечимых полностью травм, произошедшая в том числе по вине Тарантино, и то, что режиссер не помог ей в ситуации насилием со стороны Харви Вайнштейна, — подробности этих мрачных историй Турман только в 2018 году. Тем не менее актриса смогла простить, кажется, искренне раскаявшегося Тарантино (хотя публично об этом только недавно): на Каннском фестивале в 2014 году они появились рука об руку, впервые за многие годы. Занятный факт: белое платье Турман с вышитыми голубями, которых многие интерпретировали как символ примирения, — вещь марки Marchesa, принадлежащей Джорджине Чапман, супруге (ныне бывшей) Харви Вайнштейна. После скандала с движением #MeToo бренд пропал с радаров.
Брошь Cartier
На бал Института костюма Met Gala в 2016 году Ума Турман пришла в белом (кто бы сомневался) платье и с огромной брошью в виде птицы на плече. Эпического размера украшение привлекало взгляды и, казалось, не соответствовало дресс-коду: тема бала в тот год звучала как Manus x Machina: Fashion in an Age of Technology, то есть была посвящена взаимодействию моды и технологий, и большинство гостей интерпретировали ее в футуристических нарядах. Но оказалось, что это украшение — более тонкое посвящение заявленной теме, чем очевидные аллюзии других знаменитостей.
Alamy/Legion Media
Ума Турман на Met Gala 2016
Брошь на платье Турман была создана в мастерских ювелирного дома Cartier в 1948 году под руководством Жанны Туссен. Работа была проделана невероятная: для восьмидюймовой (около 20 сантиметров!) броши потребовалась почти тысяча бриллиантов разной огранки, для каждого типа которой в платиновой оправе изготовили специальное крепление. Мотив птицы, который в дизайнах Cartier появлялся с конца XIX века и успел стать знаковым для ювелирного дома, в этом изделии 1948 года достиг апогея с точки зрения ювелирных технологий. А кто сказал, что «технологичность» в моде — это только футуризм, униформа и образы киборгов?
Символизм в Криминальном чтиве
Квентин Тарантино
намеренно и не всегда заостряет наше внимание на предметах, местах действия и даже отрывках из Библии, к которым мы, на протяжении просмотра фильма «Криминальное чтиво», возвращаемся вновь и вновь. Давайте рассмотрим шесть этих элементов символизма, которые играют важную роль в развитии героев или просто в движении сюжета Pulp fiction вперед
Один из самых обсуждаемых предметов в мировом кино, за четверть столетия оброс самыми невероятными теориями и трактовками желтого свечения. Самые простые говорят, что внутри золотые слитки (что не подтверждается весом дипломата), бриллианты из ограбления в “Бешеных псах”, золотой костюм из фильма “Настоящая любовь”, к которому Тарантино написал сценарий ранее. Самая известная теория твердит, что внутри душа Марселласа Уоллеса, запертая на комбинацию 666, которую он продал дьяволу, а тот извлек ее, по легенде, из затылка, на котором у Марселласа теперь маленький пластырь. Правда, какое отношение пара молодых парней, якобы партнеров, может иметь к столь мистическому предмету и почему тогда Ринго, в кафе, говорит, что это прекрасное зрелище.
На самом деле, содержание дипломата не столь важно. Куда более определяющую роль для сюжета Криминального чтива играет его судьба и необходимость сохранить любой ценой
Винс и Джулс убивают ради него троих людей, затем случайно погибает Марвин, завязывается ситуация с Бонни, а после опасность потерять ценный груз в кафе, отдав его грабителям. Словно по заветам самого Хичкока, этот предмет просто двигает историю вперед, руками главных персонажей и несет скорее символическое, чем практическое значение. Как неоднократно говорил в интервью сам Тарантино
, внутри находится именно то, что каждый зритель хочет домыслить самостоятельно.
Бешеные псы и Криминальное чтиво
Тарантино не случайно поместил в свой новый фильм немало отсылок не только к поп-культуре, своим любимым фильмам прошлого, но и к своему первому успешному проекту »Бешеные псы
». Фактически, две истории разворачиваются в одной киновселенной и также в Лос-Анджелесе. Помимо того, что они похожи по повествовательному духу, события разворачиваются в одном городе, в летнее время, в помещениях и на улице, в »Криминальном чтиве» можно обнаружить целый ряд прямых отсылок и намеков на Reservoir dogs
.
Самой известной отсылкой к »Бешеным псам» служит один из главных персонажей. Винсент Вега и Вик Вега (Мистер Блондин из »Reservoir dogs») являются не просто однофамильцами, но родными братьями. Квентин Тарантино сам подтвердил этот факт, а также то, что изначально думал пригласить на роль Майкла Мэдсена, в качестве предыстории его прошлых похождений, но тот предпочел участие в другом проекте, о чем потом, явно, имел время пожалеть. А во-вторых, Тарантино несколько лет вынашивал идею снять картину о двух братьях Вега, события которой, по понятным причинам (их обоих убили), предшествовали бы и »Бешеным псам», и »Криминальному чтиву».
Ума Турман (Миа Уоллес)
Миа Уоллес — жена криминального босса. Отправляется прогуляться вместе с Винсентом Вегой в ресторан «Джек Рэббит Слимс», где герои исполняют твист под сингл «You Never Can Tell» и выигрывают за танец главный приз. После «прогулки» отправляется домой к Винсенту Веге, а оттуда едва не отправляется к праотцам, по ошибке приняв большую дозу наркотика.
Роль Мии в «Криминальном чтиве» впервые принесла известность. За эту роль актриса была номинирована сразу на три престижнейшие кинопремии — «Оскар», «Золотой Глобус» и BAFTA. Фото Турман на афише фильма становится одним из самых узнаваемых изображений актрисы. В 2003-м и 2004-м Турман снова появляется на экранах в фильмах Квентина Тарантино — в серии «Убить Билла», где играет главную роль. А в 2014 году выходит на экраны эротическая драма «Нимфоманка», где Турман играет одну из второстепенных ролей. Сотрудничество с Триером продолжается, актриса появится на экранах в его фильме «Дом, который построил Джек» в 2018 году.
Платье Prada на «Оскаре» 1995 года
Та самая номинация за женскую роль второго плана в «Криминальном чтиве» открыла Уме Турман путь на красную дорожку «Оскара». Актриса пришла туда под руку с отцом и в бледно-сиреневом платье Prada, дополненном белой шифоновой шалью. Статуэтку Турман тогда не получила, зато ее платье стало поворотным моментом во многих смыслах.
Photo by Jeff Kravitz/FilmMagic
Ума Турман на церемонии «Оскар» в 1995 году
Считается, что именно после него красная дорожка «Оскара» стала превращаться в отдельную категорию энтертеймента, не менее значимую, чем собственно церемония
До этого внимание прессы приковывали только отдельные наряды вроде платья Одри Хепберн или костюмов Шер, теперь же торжественным образам всех звезд стали уделять на порядок больше внимания. Утвердилась и роль звездного стилиста (Уму для церемонии одевала стилистка Барбара Тфанк) — теперь обращаться к профессионалу за подбором наряда для церемонии стало нормой
А бренд Prada, в девяностых имевший репутацию прогрессивного, ориентированного на молодежь и околоспортивную эстетику, открыл миру свою новую грань и стал ассоциироваться в том числе и с кутюрными платьями, выдержанными в духе идеального минимализма того десятилетия.
Мария де Медейруш (Фабиан)
Фабиан — подруга Бутча Куллиджа, боксёра. Должна была собрать вещи на съемной квартире, но забыла золотые часы — фамильную реликвию Бутча. Герой вынужден был вернуться за ними, и это повлекло за собой цепь неожиданных и непредсказуемых событий.
Мария де Медейруш — актриса из Португалии, успевшая поработать также как кинорежиссер, автор сценариев и певица. В пятнадцать лет впервые снялась в кино. Играет на театральной сцене во Франции (где живет). В 2007 году записала музыкальный альбом. Как киноактриса известна в основном европейской аудитории. Снималась во французских, португальских, испанских фильмах. В США, кроме Тарантино, работала с режиссером Филипом Кауфманом (мелодрама «Генри и Джун», 1990-й).
Съемка Патрика Демаршелье для Vogue
Мы знаем Уму Турман как актрису, но еще до съемок в кино она пробовала себя в роли модели. И очень успешно: в свои 15 лет она снималась для обложек Glamour и британского Vogue, а в 1989-м в американском Vogue большая съемка Pure White (позже ставшая культовой) — восемнадцатилетнюю Турман для журнала снял Патрик Демаршелье. Как и следует из названия, Ума там одета исключительно в белый.
Vogue US, апрель 1989
Так получилось, что любовь к белому цвету в одежде Турман пронесла через все годы карьеры: именно белые, чаще всего с жемчужным отливом, наряды актриса носила на многочисленные красные дорожки чаще всего.
Сэмюэл Л. Джексон (Джулс Уиннфилд)
Джулс Уиннфилд — бандит на службе у криминального босса Марселласа Уоллеса, знаток Библии. Вместе с напарником Винсентом Вегой отправляется забрать принадлежащий боссу чемодан у других бандитов. Простое поручение оборачивается перестрелкой, после которой чудом выживший Джулс принимает твердое решение завязать с карьерой преступника.
Работает с режиссером Квентином Тарантино много лет. После дебюта в «Криминальном чтиве», актер появлялся в драме Тарантино «Джеки Браун» (1997), спагетти-вестерне «Джанго освобождённый» (2012) и еще одном вестерне — «Омерзительная восьмёрка», вышедшем в массовый прокат в 2016 году. За работу в «Криминальном чтиве» Джексон получил премию BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана и был номинирован на «Оскар».
Зрителям 2010-х Джексон известен в первую очередь по роли Ника Фьюри — героя комиксов Marvel, в образе которого актер предстал в фильмах серии «Железный человек», « », «Мстители». В 2018-м и 2019-м годах фаны вселенной Marvel увидят актера в роли Фьюри в фильмах «Мстители: Война бесконечности» и «Капитан Марвел».
Рики Нельсон (Ricky Nelson) — «Lonesome Town»
Следующая композиция (Винсент и Миа как раз садятся за столик) под названием «Lonesome Town» звучит уже в оригинальном исполнении Рики Нельсона. Теперь это уже не рокабилли, а грустная баллада, сочинённая Бейкером Найтом. Пишут, что автор страдал агорафобией (боязнью покидать дом), поэтому считал песню об «одиноком городе» для несчастных влюблённых очень личной.
Автор перевода — Guitaroman:
Поначалу «Lonesome Town» планировали аранжировать в модном стиле калипсо с ведущей партией фортепиано и отдать другому рок-певцу Эдди Кокрану. Но Найта убедили, что гитарная аранжировка и Рики Нельсон в качестве исполнителя больше подходят этой песне. И таки да — сингл Нельсона стал № 7 в США.
Кстати, желающие почитать об истории других песнях Рики Нельсона могут сделать это здесь и здесь.
Брюс Уиллис (Бутч Куллидж)
Бутч Куллидж — профессиональный боксер. Согласился слить матч, взяв за договорной проигрыш деньги, но нарушает условия и выигрывает бой, перед этим поставив все полученные у бандитов деньги на себя. Вместе с деньгами и подругой Фабиан собирается бежать, но события принимают неожиданный оборот.
Один из известнейших актеров Голливуда. Прославился в первую очередь благодаря серии фильмов «Крепкий орешек», где сыграл роль полицейского Джона Макклейна. Последний фильм серии вышел в 2013 году, но это еще не конец — зрители увидят Уиллиса в роли Макклейна в 2019-м в фильме «Крепкий орешек: Год первый». Уиллис настолько широко известен, что к настоящему моменту как минимум шесть раз появлялся в разных фильмах как камео — то есть в роли самого себя. К примеру, в фильме «Двенадцать друзей Оушена» (2004).
Желтый костюм из «Убить Билла»
«Убить Билла», 2003
И снова: мало найдется столь же узнаваемых образов из кино, как желтый спортивный костюм с черными лампасами из картины «Убить Билла» 2003 года. Его значимость в современной поп-культуре сложно недооценить: так, персонаж Умы Турман — Черная Мамба — входит в список «100 величайших персонажей кинофильмов всех времен» по журнала Empire, а еще желто-черный комплект с катаной до сих пор одним из весьма популярных костюмов на Хеллоуин (Тарантино везет на узнаваемые женские образы, воплощенные Турман). Выход фильма на экраны за собой резкий рост спроса на спортивные костюмы и кроссовки Onitsuka Tiger Mexico 66, и дело не только в популярности самого фильма. До этого большинство женщин-воительниц в кино изображались в сексуализированных, часто непригодных для драки (и жизни) нарядах и на каблуках, а образ Черной Мамбы стал первым отступлением от этого правила.
Харви Кейтель (Уинстон «Чистильщик» Вульф)
Уинстон Вульф по прозвищу «Чистильщик» помогает Джулсу и Винсенту привести в порядок самих себя и салон автомобиля, где один из них разнес голову человеку. Затем Вульф доставляет автомобиль вместе с трупом в багажнике на автосвалку.
Карьера Харви Кейтеля в кино началась в 1967 году с фильма «Кто стучится в мою дверь?». Фильм стал дебютным и для актера, и для режиссера , с которым тот потом плотно сотрудничал. Харви играл в трагикомедии Скорсезе «Алиса здесь больше не живёт» (1974), криминальной драме «Злые улицы» (1972), неонуарном триллере «Таксист» (1976), в фильме «Последнее искушение » (1988), где Кейтель сыграл Иуду Искариота — и эти роли принесли актеру известность. 78-летний актер продолжает сниматься и больших перерывов в карьере не делает. В 2017 году зрители увидели его во французской комедии «Мадам».
Чак Берри (Chuck Berry) — «You Never Can Tell»
Ну, вот после череды песен мы, наконец, подошли к ударному треку ресторана «Jack Rabbit Slims» — песне Чака Берри «You Never Can Tell». По смыслу название можно перевести как «Никогда не угадаешь», или «Поживём — увидим». Известный рок-н-ролльный хулиган Берри сочинил песню в начале 1960-х, когда пребывал в… тюрьме по обвинению в «незаконной перевозке через границу 14-летней индейской девушки с целью проституции».
Всё это не помешало музыканту сделать темой песни подростковую свадьбу и последующий быт новобрачных (покупку мебели, автомобиля и т. д.). Каждый куплет заканчивался фразой «Как говорят старики: «Се ля ви», что значит «Тут никак не угадаешь».
«You Never Can Tell» вышла синглом в 1964 году и звучала не слишком типично для Чака Берри — вместо гитары здесь главенствовало фортепиано. Песня имела умеренный успех, но по-настоящему прославилась спустя 40 лет, благодаря феерическому твисту, который станцевали под неё герои Траволты и Турман.
Кадр из к/ф «Криминальное чтиво», 1994 г.Фото: kinopoisk.ru
Надо сказать, что Ума Турман очень комплексовала по поводу этой сцены. Ведь она знала, что её партнёр весьма искушён в танцах (достаточно вспомнить такие фильмы Траволты, как «Лихорадка субботнего вечера» и «Бриолин»), и боялась ударить перед ним в грязь лицом.
Тарантино долго не мог понять опасений актрисы, потому что всегда воспринимал Траволту как актёра, а не танцора. В итоге режиссёр успокоил Уму, заявив, что ему нужно, чтобы герои не выполняли хореографические движения, а выглядели, как обычные люди, которые «колбасятся» под музыкальный автомат. «То есть мне не нужно знать, как танцевать?» — переспросила Турман. «Нет, — ответил Тарантино. — Тебе просто нужно повеселиться».
Тем не менее без определённой подготовки всё равно не обошлось.
Именно естественность и комичная отвязность сделала твист из «Криминального чтива» одним из самых известных танцев в истории кино. Ну, а знаменитая распальцовка вдоль глаз и вовсе стала объектом многочисленных (и давно всех утомивших) пародий. Кстати, эта «фишка» была придумана в те самые 1960-е — специально для сериала «Бэтмен», где танцевали своеобразный танец «Batusi».
И в завершение, ещё один забавный факт. По словам музыкального руководителя «Чтива» — Карин Рахтман, мать Тарантино очень удивилась, узнав, что её сын выбрал для фильма именно «You Never Can Tell». Дело в том, что она постоянно слушала эту песню, когда была беременна будущим режиссёром.
Продолжение следует…